Из ХVI—ХVII веков пришли к нам сообщения о
преследовании особо опасных собирателей трав.
Речь идет о ведьмах, колдунах, которые
стремились найти вредоносные травы. Ходят мужи и
жены-чаровницы по лугам и по болотам и в
пустыни, и в дубравы, сказано в одном из
документов, и ищут смертные травы на пагубу
человекам и скоту. И это все творят по наущению
дьявольскому с приговорами сатанинскими.
Пойманных накануне или в день Ивана Купалы
травников-ведунов пытали, били батогами, чтобы
другим было не повадно.
Собранные травы и цветы или клали под купальскую
росу, или окропляли ею. Верили, что от этого
целебная сила трав намного усиливалась.
Из цветов и трав завивали венки. Правда, уже в
ХIХ веке этот обычай более характерен был для
Троицы. Завивали венки из разных трав:
Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы, из
медвежьего уха… Гадали, как и на Троицу, любит
ли, не любит мил дружок, умрет ли, не умрет кто
из близких.
Каждая трава имела для человека свое значение.
Траву, похожую на горох без стручков, —
Петров-крест, называвшуюся так из-за корня в
виде креста, находящегося якобы на глубине двух
аршин, использовали против колдунов, от всей
нечистой силы. Собирали корень «плакун-травы»
для того, чтобы отгонять от себя злого духа;
носящий этот корень человек сам внушал к себе
страх. Любима была девушками «терлыч-трава»: ее
носили за пазухой и приговаривали: «Терлич,
терлич, хлопцев покличь!» С помощью
чернобыльника отвращали от дома, двора злые чары
ведьм и колдунов. Чернобыльник свивали в плети,
клали под купальскую росу и приговаривали:
«Мать-земля, отец-небо! Дайте рабам вашим от
этой травы здоровья!» «Пастушью сумку»
использовали как кровоостанавливающее средство;
для страдающих ревматизмом полезна, считалось,
жгучая крапива. Раны, ожоги лечили «заячьей
капустой», а на случай простуд, кашля сушили
мать-и-мачеху, душицу, багульник.
Знаковой травой Ивана Купалы является
папоротник. Известно, что папоротник не цветет,
но считали, что на Ивана Купалу ровно в полночь
он все-таки зацветает, только далеко не каждому
суждено это увидеть. По поверьям, около полуночи
из широких листьев папоротника внезапно
появляется почка, которая, поднимаясь все выше и
выше, то заколышется, то остановится, и вдруг
зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в
полночь созревшая почка разрывается с треском и
появляется ярко-огненный цветок, столь яркий,
что на него невозможно смотреть. Невидимая рука
срывает его, человеку же это сделать почти
никогда не удается. Во время цветения
папоротника раздаются ужасные голоса, появляется
нечистая сила, не желающая, чтобы этим редким
цветком завладел человек. Но цветок не только
редкий, он еще и волшебный. Тот, кто его имеет,
становится счастливым человеком, он может
сказочно разбогатеть, он может видеть под
землей, под водой все клады.
Но прежде чем сорвать цветок, смельчак должен
был каждое утро в течение семи дней стоять у
печи и сжечь по семь березовых поленьев. И надо
было помнить, что если пойдешь за цветком
папоротника с нечистыми помыслами, то одежда
может на тебе сгореть, волосы на голове огненный
серп снимет, а ноги в огненное пекло затянет.
Чтобы убедить легковерных, создавались былички о
цветке папоротника — удивительные,
захватывающие, поэтические. В
слободе Сагунах
Острогожского уезда Воронежской губернии
рассказывали, например, такую историю. Пастух
пас быков недалеко от леса и заснул. Проснувшись
уже ночью и увидя, что около него нет быков,
бросился бежать в лес искать их. Когда бежал,
нечаянно набежал на папоротник, который только
что расцвел. Пастух, не заметив этого, пробежал
по нему и нечаянно ногою сбил цветок, который
попал ему прямо в башмак. Он сразу же нашел
быков, а через несколько дней стал богатым и
начал предсказывать будущее. Между тем за эти
дни в башмак, в котором находился цветок, попала
земля, и пастух ее вытряхнул, а вместе с нею
незаметно вытряхнул сам цветок. И везение,
чудесные качества сразу же исчезли.
Существовала еще перелет-трава, с помощью
которой можно чудесным образом оказаться за
тридевять земель. А если сорвать в эту волшебную
ночь одолень-траву, то не страшны будут никакие
враги; с нею легко найдешь выход из любого
положения, даже когда заблудишься в лесных
дебрях.
Вымысел прямо-таки фантастический! Как и вера в
то, что только раз в году деревья могут
разговаривать между собой и даже передвигаться.
Но это может случиться только в ночь на Ивана
Купалу.
полнотекстовая версия >>>